КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЧеловек свободного действия

26 СЕНТЯБРЯ 2014 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

Уход из жизни в начале сентября Дмитрия Владимировича Поспеловского (1934-2014) мало взволновал церковную общественность: два-три некролога, несколько дежурных фраз. Только Преображенское содружество малых братств, газета «Кифа» откликнулось развернутой публикацией.

Да, не в чести нынче в РПЦ МП люди, не боящиеся называть вещи своими именами. «Свобода, дарованная нам Богом, и открытость общества, без которой никакая свобода невозможна, клеймятся как сатанизм, а тоталитаризм, замешанный на воинствующем атеизме, объявляется чуть ли не воплощением христианства». Эти слова, сказанные Поспеловским пятнадцать лет назад в адрес о. Тихона Шевкунова и о. Александра Шаргунова, звучат актуально и сегодня.

Большую часть своей жизни он прожил в Канаде, преподавал в университете Западного Онтарио, написал несколько десятков монографий, учебников и статей, главным образом, посвященных истории православной церкви в России, в СССР и Русском зарубежье. Поспеловский неоднократно бывал в постперестроечной России, выступал с лекциями.

Последней его большой работой стала монография «Тоталитаризм и вероисповедание», в которой он говорит об использовании внутри церковной ограды тоталитарных моделей.

В декабре 2001 года Дмитрий Владимирович по приглашению настоятеля храма Сретения Архангельской области свящ. Иоанна Привалова приехал в Заостровье и работал с архивом Сретенского прихода, результатом чего стала книга, посвященная скорбной истории этого храма, служивших в нем клириков и мирян. Вот только последние «подвиги» правящего архиерея Даниила (Доровских), уничтожившего приходскую общину уже в эпоху «духовного возрождения», автор не успел вписать в свою летопись.

Вера и слово в жизни Поспеловского не расходились друг с другом. И у него был вполне журналистский темперамент, позволявший всегда держать руку на пульсе. Сегодня на смену таким людям в медийном поле пришли функционеры и прирученные ими фундаменталисты.

Нынешние историки Церкви, вроде Шкаровского, ученые, конечно, замечательные. Но очень уж кабинетные. И непонятно, кто из них способен пойти против течения. Да даже просто сказать «нет, науке об этом неизвестно».

ИТАР-ТАСС

Только один маленький пример. Недавно на Куликовом поле патриарх Кирилл вместе с премьер-министром Дмитрием Медведевым открыли памятник преподобному Сергию Радонежскому и князю Дмитрию Донскому. И ни один голос в публичном пространстве внятно не произнес, что вся эта история с благословением мифологична. Что не было, скорее всего, ничего похожего.

Режиссер Владимир Хотиненко, снимающий фильм о Сергии Радонежском и наткнувшийся на россыпи симулякров, поступил хитрее: вместо исторической картины стал делать ток-шоу. Ушел от привычного разговора об устройстве Церкви и государства к размышлениям о собственной жизни, о том, могут ли современные церковные люди называться наследниками великого прошлого. Посмотрим, что получится, но ход интересный.

Церковь сегодня в «соработничестве» с государством занимается монументальной пропагандой. Говорит о патриотических и нравственных ценностях. Только этот разговор буквально дышит «совком», он никого не убеждает, а скорее, наоборот, показывает ложность усилий.

Разговоры о высшем сегодня полны скрытого комизма и пустоты. Ну вот, к примеру, надумал патриарх Кирилл на фестивале «Вера и слово» выступить с презентацией специального издания своей книги «Свобода и ответственность». И опять двадцать пять: «Свобода для греха не есть свобода. И сказано это не мной, а апостолом Павлом. Свобода для греха превращает человека в раба инстинкта. Если такая свобода полагается в основу развития человеческой цивилизации, то мы создаем цивилизацию инстинкта, нежизнеспособную цивилизацию».

patriarchia.ru

Ну да, наверное. Только были ли другие? И какова цена размышлений о свободе человека, не делающего никаких попыток обрести свободу для себя и своей Церкви? После Евромайдана всем стало видно, в какой золотой клетке сидит предстоятель.

Хотя, конечно, священники, оставшиеся со своей паствой в зоне боев на Украине, проявляют изрядное мужество. За последние месяцы три клирика погибло. И патриарх, когда говорит об этом, прав. Как прав и в своей попытке принимать во внимание интересы всех православных людей, находящихся в его юрисдикции.

И все-таки, несмотря на правильные и не очень правильные жесты церковных топ-менеджеров, воздух свободы исчезает из Церкви. И не только потому, что времена становятся более «совковыми». Но главным образом потому, что людей действительно свободных, харизматичных, имеющих дары Духа с каждым годом становится все меньше. Поспеловский был последний из могикан.

Фотографии с сайта http://www.sfi.ru, ИТАР-ТАСС/ Екатерина Штукина и http://www.patriarchia.ru



Версия для печати
 



Материалы по теме

Курс на сближение // БОРИС КОЛЫМАГИН
Встреча между рейсами // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
В блогах //
По наклонной // БОРИС КОЛЫМАГИН
Деньги церкви // БОРИС КОЛЫМАГИН
«Торфянка» идет в наступление // БОРИС КОЛЫМАГИН
Патриарх Кирилл. Миротворец под сомнением // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Иона, Бенедикт… Кирилл? // ПЕТР ПИМЕНОВ
Не верю, но рассчитываю // АНДРЕЙ ИГНАТЬЕВ
Право на заговор // МИХАИЛ БЕРГЕР