Церковь и государство
16 сентября 2019 г.
Гибридная война с культурой

ТАСС

Война между Церковью и культурой в современной России носит гибридный характер. История с «Тангейзером» скорее исключение из правил. Не нужны ведомству православного исповедания громкие скандалы. Вот дернулся священник из Удмуртии, написал жалобу на постановку пушкинской «Метели». И тут же церковные топ-менеджеры его одернули, а местная епархия сочла необходимым даже извинитьсяперед министром культуры и туризма республики.

Тихо, без шума покинул в конце декабря Литературный музей в Москве насиженное гнездышко в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря. Без публичных разборок выселяется хор Смольного собора в Санкт-Петербурге. Ждет своего часа краеведческий музей в Волоколамске и музей хрусталя в Гусь-Хрустальном. По закону им должны предоставить альтернативные помещения. Но это по закону.

С одной стороны, конечно, верно, что храмы должны использоваться по назначению. Но с другой — нельзя спешить с выселением. И совсем отказываться от идеи сохранения музеев-храмов и музеев-монастырей. Музеефикация старины — процесс естественный и необходимый. Государство просто обязано сберечь культурное достояние для потомков.

Это возможно, если музеи-храмы, музеи-монастыри будут в ведении Минкульта, а не религиозной организации. Иначе конфликты неизбежны. Вот нашли, к примеру, реставраторы во владимирском Успенском соборе новые фрески Андрея Рублева, расчистили, отреставрировали. Музейщики открыли часть иконостаса и хотят его не закрывать, чтобы посетители могли увидеть росписи. Однако местная епархия против, и, скорее всего, иконостас закроет Рублева.

Об отношении клириков к старине уже писалось неоднократно. Вот самые свежие примеры. В Вятке во время строительных работ на территории Христорождественского монастыря XVII века, который считается памятником культурного наследия, было разрушено здание и весь культурный пятивековой слой просто перекопали экскаватором. Археологов даже не предупредили о начале реконструкции. Интересно, что все это произошло на территории, которая охраняется федеральным законом.

В Екатеринбурге в Ново-Тихвинском монастыре в Страстную неделю переформатировали ограду, которая древнее самого монастыря. Просто снесли часть ее и поставили простые распашные ворота.

Церковь стремится завладеть лакомыми кусками недвижимости, особенно если они включены в туристические маршруты. В этом смысле интересная история разворачивается в Суздале. РПЦ МП с помощью государства изъяла мощи преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских у общины альтернативного православия (РПАЦ). Сейчас останки Евфросинии оказались в Ризоположенском монастыре, а мощи Евфимия временно обрели покой в Александровской обители. До революции они находились в Спасо-Евфимиевом монастыре. Но сейчас здесь музей, руководство которого прямо заявляет, что «появление мощей в музейном пространстве создаст много проблем». Однако епархия настаивает. Так что суздальский межправославный конфликт плавно перешел в церковно-музейное противостояние.

Возможно, всех этих конфликтов не было бы, если бы внутри церковной ограды в 1990-е годы победило культурное православие, а не державно-патриотическое. Но этого не случилось. Да, если бы процессом «церковной реституции» руководили люди калибра о. Павла Флоренского, за судьбы наследия можно было не тревожиться. Но где они, нынешние Флоренские? Батюшки, настоятели и прихожане, распоряжающиеся теперь уникальными памятниками старины, как, впрочем, и подавляющее большинство их светских «коллег», арендаторов и инвесторов, не имеют специального искусствоведческого и исторического образования и не страдают от излишних тягот контроля со стороны охраняющих памятники госорганов.

А культурная жизнь тем временем уходит из церкви. Топ-менеджеры этот процесс только подстегивают. К примеру, в Санкт-Петербурге митрополит Варсонофий закрыл такую значимую для города площадку, как православный книжный магазин «Глагол», где не только продавались книги, но и читались лекции, проводились встречи с деятелями культуры и науки.

При этом церковное руководство считает возможным судить о произведениях светского искусства и выносить свой вердикт. Да их послушать, так и вообще никакого современного искусства нет.

Вот архимандриту Тихону (Шевкунову) после просмотра «Левиафана» захотелось «выйти и застрелиться». Совершить такой сильный арт-жест. Ну что вы, батюшка! Вспомните Маяковского: «В этой жизни помереть не трудно, сделать жизнь значительно трудней».

Давайте ее сделаем, хотя бы попробуем. Вот вы курируете в Церкви вопросы культуры. Неужели так трудно поставить хотя бы минимальные препятствия тем, кто разрушает эту самую культуру внутри церковной ограды?

Надо-то всего ничего. Принять на уровне Синода, Архиерейского и Поместного соборов решения об отношении к памятникам старины как к части церковного предания с соответствующими выводами. И создать полноценный синодальный отдел по вопросам культуры, наделенный, разумеется, властными полномочиями. Так, чтобы нерадивых товарищей-наместников к церковному суду можно было привлечь.

Что? Боитесь, что сами за переделки в Сретенском монастыре на этом суде окажетесь? То-то и оно.


Фото: Россия. Суздаль. 30 июля. Турист на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Фото ИТАР-ТАСС/ Павел Смертин














  • Александр Верховский: «Русские» там прозвучало, скорее всего, для красного словца. А вот сама позиция, не допускающая никаких компромиссов, достаточно последовательная и обычная для Церкви.

  • РИА "Новости": Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков призвал всех участников дискуссии вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге "немного успокоиться, выдохнуть"

  • Анатолий Гусев: Я уже писал, что этот срач между клерикалами и креаклами кажется мне процессом позитивным. Стороны самозаголяются и обнаруживают свой истинный нравственный уровень.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
РПЦ и русские люди – проблема понимания
29 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
«Когда русские люди возмущались строительством храмов? Какой человек в здравом уме и адекватном нравственном состоянии будет противиться строительству церкви?» – недоумевал Александр Волков, пресс-секретарь Гундяева на встрече с журналистами 28.05.2019 по поводу конфликта в Екатеринбурге вокруг строительства церкви на месте сквера. Пресс-секретарь Гундяева объяснил журналистам, что скверы и охранные зоны «русский человек ни для чего, кроме храмов не предусматривал». После чего рассказал сотрудникам СМИ, что это вообще такое – русский человек, про его душу, а также о том, что такое русский город. 
Прямая речь
29 МАЯ 2019
Александр Верховский: «Русские» там прозвучало, скорее всего, для красного словца. А вот сама позиция, не допускающая никаких компромиссов, достаточно последовательная и обычная для Церкви.
В СМИ
29 МАЯ 2019
РИА "Новости": Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков призвал всех участников дискуссии вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге "немного успокоиться, выдохнуть"
В блогах
29 МАЯ 2019
Анатолий Гусев: Я уже писал, что этот срач между клерикалами и креаклами кажется мне процессом позитивным. Стороны самозаголяются и обнаруживают свой истинный нравственный уровень.
Молебен ВЦИОМ за правильный опрос о храме
24 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
ВЦИОМ по совету Путина провел опрос жителей Екатеринбурга о строительстве храма, но умудрился сделать это таким изумительным образом, что недовольны остались все стороны противостояния: и Екатеринбургская епархия, и защитники сквера. В опубликованном на сайте ВЦИОМ пресс-релизе нет полного перечня вопросов, которые задавались респондентам (ниже я объясню, что у «социологов» были для этого веские причины). А итоги опроса «социологи» ВЦИОМ представили в двух фразах: 1. Только 18% выступают против строительства храма в городе. 2. По мнению 74% жителей сквер у театра драмы — неудачное место для строительства.
Прямая речь
24 МАЯ 2019
Городские власти для того и существуют, чтобы следить за балансом интересов в городе. И с этой задачей они не справились.
В СМИ
24 МАЯ 2019
ГАЗЕТА.RU: Мэр города Александр Высокинский в комментарии РБК заявил, что результаты опроса ВЦИОМ не являются решающими для принятия властями окончательного решения.
В блогах
24 МАЯ 2019
Григорий Юдин: Речь не только о том, что городу удалось остановить строительство на явно неудачном месте. Екатеринбуржцам удалось остановить давно обкатанную политическую технологию.
Проблемы реализации свободы совести в России в 2018 году
15 МАРТА 2019 // ОЛЬГА СИБИРЕВА
Информационно-аналитический центр «Сова» представляет очередной ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации. Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит Центр. Собранная информация представлена на сайте Центра в разделе «Религия в светском обществе» (www.sova-center.ru/religion), включая ссылки на источники в СМИ и в интернете. В докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте. Задачей не является полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям.
РПЦ против влюбленности
15 ФЕВРАЛЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
День святого Валентина — это праздник больных. Так считает протоиерей Димитрий Смирнов, который возглавляет Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Димитрий Николаевич рассказал радиостанции «Говорит Москва», что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала влюбленность заболеванием. В Женеве, где находится штаб-квартира ВОЗ, об этом ничего не знают, но протоиерея Смирнова такие пустяки не смущают, и он уже от имени ВОЗ заявляет: «Если празднуют День всех влюбленных, тогда надо праздновать День больных туберкулезом, День больных гепатитом А, В, С».