Церковь и государство
23 сентября 2019 г.
Год литературы

ТАСС

Литература в русской истории всегда занимала важное идеологическое место. Но в постперестроечную эпоху одно время казалось, что она просто обязана превратиться в изящную словесность, как это и произошло на Западе. Пруст, понимаете. Уайльд.

Ан нет. Неосоветские ветра вдохнули в традиционный спор западников и славянофилов новую энергию. И ареной политических страстей стали даже литературные премии.

На днях Общество поощрения изящной поэзии награждало очередного лауреата. Ну, казалось бы, чего особенного: церемония, речи. Но вот стихи: «Перед лицом тотальной лжи/ В насквозь испуганной стране/ Ты правду все-таки скажи/ Хотя бы собственной жене./ Конечно, если силы есть,/ Ступай и всем скажи ее/ (Но перед этим все же взвесь,/ Чем разочтешься за нее)».

Это бард Юлий Ким. И это, конечно, наш посильный ответ Чемберлену.

Об этом размышляла со сцены литературовед Мариэтта Чудакова. Неосталинизм, согласно ее логике, возвращает нас к пафосным вещам, к сильным художественным конструкциям, вроде «Утро красит нежным светом/ Стены древнего Кремля,/ Просыпается с рассветом/ Вся Советская земля». А Ким, вместе с другими авторами, этот пафос снимает, демонстрирует совсем другую речевую походку, дает воздух частному человеку с его частным мнением. Примерно так рассуждала. Да и другие выступающие — а среди них Владимир Лукин, Вениамин Смехов, Дмитрий Быков — говорили о том же живом пространстве, которое сегодня сильно сузилось. И читали поэтические отрывки.

Возможно, стихи (да и песни) Кима несколько автоматичны. Возможно, они не соответствуют критериям объективно сильной речи. Но в наше время эстетика опять отходит на второй план и дает новый шанс «смысловикам»-шестидесятникам и их последователям.

Да, если Дмитрий Борисович Зимин вместе с «Либеральной миссией» уйдут из общественного пространства, то и останется только что собираться на литературные посиделки с фигой в кармане. Иное власть не потерпит. Так что можно рассматривать церемонию награждения Кима как репетицию возвращения назад, в будущее. К тому же не будем забывать, что указом президента России 2015 год объявлен Годом литературы. Все сходится.

А вот патриаршая литературная премия нацеливает писателей на вечность, на образцы святости, без всяких там кукишей. И патриарх Кирилл при вручении наград Юрию Бондареву, Юрию Кублановскому и Александру Сегеню призвал писателей разбавить псевдокультуру образами святости.

«Псевдокультура — это массовая культура, лишенная нравственного идеала, направленная на то, чтобы потакать человеческим похотям и стимулировать потребление», — приводит ТАСС слова патриарха.

Наверное, в силу своей занятости, святейший мало читает современную литературу. Иначе бы он заметил, что если где и сохранились представления о долге, чести и достоинстве, то в «низких» жанрах. У той же Марининой «верха» больше, чем у элитарных писателей. Что касается образов святых — мало у кого они получались в XIX веке, сейчас тоже как-то не очень. Хотя сигнал, как говорится, подан. Посмотрим, что получится.

Напомним, что патриаршая премия была учреждена Синодом Русской православной церкви по инициативе патриарха Кирилла в 2009 году. Среди ее лауреатов — Владимир Крупин, Валентин Курбатов, Алексей Варламов. Имена известные. Однако если присмотреться, все они из одного лагеря — «славянофилов». Получается, что благодаря церковной премии противостояние между «Новым миром» и «Нашим современником» продолжилось в путинской России на уровне литературных наград.

Конечно, определенный идеологический крен премии связан с именем о. Тихона Шевкунова, отвечающим в РПЦ МП за культуру. Видимо, его стараниями в число лауреатов и номинантов попали такие советские, не имеющие отношения к духовным поискам авторы, как Валерий Ганичев и Александр Проханов.

Но не одними пристрастиями досточтимого архимандрита определяется список претендентов. Московская патриархия решает непростую задачу. Как объединить верующих, которые тоскуют по советскому прошлому, с теми, которые не забыли времена гонений? Как совместить двуглавого орла и красную звезду внутри церковной ограды?

Ставя условно советских и условно славянофильских писателей в один ряд, церковные менеджеры пытаются сгладить проблему.

Хотя, надо сказать, решить ее далеко не всегда удается, и приходится выбирать. Вот многие СМИ проехались, и правильно сделали, что проехались, по протоиерею Дмитрию Смирнову, который предложил на слушаниях в ОП РФ ввести в школьный курс «Нравственные основы семейной жизни». Но далеко не все обратили внимание на сравнение им советского режима с нацистским. А это сегодня дорогого стоит. Буквально Смирнов сказал: «Если сравнить, что сделала советская власть с нашим народом, и деяния Гитлера, то Гитлер — отдыхает. Его усилия по уничтожению нашего народа вдвое отстают от наших отечественных, поменявших сознание людей, которые живут до сих пор».

Церковь пытается отбиться от сталинистов или, по крайней мере, отодвинуть их в угол. Вот недавно усилиями номинанта патриаршей премии Александра Проханова в Белгороде на Прохоровском поле прошло богослужение перед иконой великому вождю Сталину и его военачальникам. Белгородская епархия тут же опровергла свою причастность к действу и напомнила, что речь идет о так называемой гражданской религии.

Недавние церемонии вручения премий лишний раз показывают, что литература продолжает оставаться полем борьбы добра и зла, правды и кривды. И события, происходящие в художественном мире, имеют пятьдесят оттенков серого.

В политической плоскости, конечно.


Фото Thomas Clayton Johns /ТАСС














  • Александр Верховский: «Русские» там прозвучало, скорее всего, для красного словца. А вот сама позиция, не допускающая никаких компромиссов, достаточно последовательная и обычная для Церкви.

  • РИА "Новости": Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков призвал всех участников дискуссии вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге "немного успокоиться, выдохнуть"

  • Анатолий Гусев: Я уже писал, что этот срач между клерикалами и креаклами кажется мне процессом позитивным. Стороны самозаголяются и обнаруживают свой истинный нравственный уровень.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
РПЦ и русские люди – проблема понимания
29 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
«Когда русские люди возмущались строительством храмов? Какой человек в здравом уме и адекватном нравственном состоянии будет противиться строительству церкви?» – недоумевал Александр Волков, пресс-секретарь Гундяева на встрече с журналистами 28.05.2019 по поводу конфликта в Екатеринбурге вокруг строительства церкви на месте сквера. Пресс-секретарь Гундяева объяснил журналистам, что скверы и охранные зоны «русский человек ни для чего, кроме храмов не предусматривал». После чего рассказал сотрудникам СМИ, что это вообще такое – русский человек, про его душу, а также о том, что такое русский город. 
Прямая речь
29 МАЯ 2019
Александр Верховский: «Русские» там прозвучало, скорее всего, для красного словца. А вот сама позиция, не допускающая никаких компромиссов, достаточно последовательная и обычная для Церкви.
В СМИ
29 МАЯ 2019
РИА "Новости": Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков призвал всех участников дискуссии вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге "немного успокоиться, выдохнуть"
В блогах
29 МАЯ 2019
Анатолий Гусев: Я уже писал, что этот срач между клерикалами и креаклами кажется мне процессом позитивным. Стороны самозаголяются и обнаруживают свой истинный нравственный уровень.
Молебен ВЦИОМ за правильный опрос о храме
24 МАЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
ВЦИОМ по совету Путина провел опрос жителей Екатеринбурга о строительстве храма, но умудрился сделать это таким изумительным образом, что недовольны остались все стороны противостояния: и Екатеринбургская епархия, и защитники сквера. В опубликованном на сайте ВЦИОМ пресс-релизе нет полного перечня вопросов, которые задавались респондентам (ниже я объясню, что у «социологов» были для этого веские причины). А итоги опроса «социологи» ВЦИОМ представили в двух фразах: 1. Только 18% выступают против строительства храма в городе. 2. По мнению 74% жителей сквер у театра драмы — неудачное место для строительства.
Прямая речь
24 МАЯ 2019
Городские власти для того и существуют, чтобы следить за балансом интересов в городе. И с этой задачей они не справились.
В СМИ
24 МАЯ 2019
ГАЗЕТА.RU: Мэр города Александр Высокинский в комментарии РБК заявил, что результаты опроса ВЦИОМ не являются решающими для принятия властями окончательного решения.
В блогах
24 МАЯ 2019
Григорий Юдин: Речь не только о том, что городу удалось остановить строительство на явно неудачном месте. Екатеринбуржцам удалось остановить давно обкатанную политическую технологию.
Проблемы реализации свободы совести в России в 2018 году
15 МАРТА 2019 // ОЛЬГА СИБИРЕВА
Информационно-аналитический центр «Сова» представляет очередной ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации. Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит Центр. Собранная информация представлена на сайте Центра в разделе «Религия в светском обществе» (www.sova-center.ru/religion), включая ссылки на источники в СМИ и в интернете. В докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте. Задачей не является полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям.
РПЦ против влюбленности
15 ФЕВРАЛЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
День святого Валентина — это праздник больных. Так считает протоиерей Димитрий Смирнов, который возглавляет Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Димитрий Николаевич рассказал радиостанции «Говорит Москва», что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала влюбленность заболеванием. В Женеве, где находится штаб-квартира ВОЗ, об этом ничего не знают, но протоиерея Смирнова такие пустяки не смущают, и он уже от имени ВОЗ заявляет: «Если празднуют День всех влюбленных, тогда надо праздновать День больных туберкулезом, День больных гепатитом А, В, С».